I—127
дети. Так гибнет физически Освальд, так нравственно погибнет Регина. Не будем повторять старых ошибок.
Если выбросить заодно с приведениями все то, что светило, согревало и облагораживало в жизни прошлых поколений, прозвучит ли в наступившем сумраке жалобная мольба Освальда: «Мама, дай мне солнце» — и нам нечем будет на нее ответить.
Маяк Ибсена предупреждает об опасности: «Помните, грехи отцов падут на детей».
И. Аполлонская-Стравинская.
Ее роль в истории русской сцены.
Статья Н. Н. Долгова.
Прошло почти десять лет со дня смерти Комиссаржевской.• В мысли об этой печальной дате есть и капля глубоко-утешительного: на этот раз ни общество, ни литература не оказались невнимательными к памяти той, которая так безраздельно владела их лучшими симпатиями. О Комиссаржевской написано много и с любовью.* Но все же есть один упрек, который можно обратить если не к критикам, то к историкам нашей сцены. Робкие вообще, они не обнаружили смелости и в деле определения исторической роли артистки в родном искусстве. Понятная робость!
Огонек рампы и рамы кулис ограждают такое маленькое пространство! Как пойти от того, что происходит на нем, дальше и дальше — на простор общих мыслей и широких идейных течений?
* Литература о В. Ф. Коммиссаржевской значительно превышает все, что появилось в печати о том или другом отдельным исполнителе. Помимо трех обширных сборников памяти артистки, мы имеем ряд посвященных ей монографий и десятки статей крупных журналов.