искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—103

тельное — это мысль о необходимости своего русского воспитания и любви ко всему русскому. В лице Сумбурова мы находим «мужа старинного русского разбора», который из принципа хочет, чтобы «ни одна французская душа моей копейки в глаза не увидит». Правда, его русское проявляется лишь в этом безудержном преследовании французского — и только. Определенного у него еще ничего нет. Он весь только в отрицании. Отрицание его не знает пределов. Это тот тип людей, которые создаются под условием момента и живут лишь нервами, настроением. Это не созидатели жизни на новых началах, ибо у них все еще сумбурно, откуда и его фамилия. Но если подойти к нему с точки зрения самой жизни, то Сумбуров, несомненно, жизненный тип, срисованный с натуры, предшественник Чацкаго, Пьера Безухова — проповедников русской идеи. Они появятся значительно позднее.

Концепция комедии — обычная для Крылова. У него, как и в предыдущих пьесах, — комизм в лицах, в словах, а не в положениях. В этом отношении «Модная Лавка» близка к его ранним произведениям, направленным против Княжнина («Сочинитель в прихожей», «Проказники» и др.). Но здесь он затрагивает более широкие горизонты — он обрисовывает общество, а не отдельные уголки его жизни.

Комедия «Модная Лавка» пользовалась успехом в театре. В Петербурге, по Арапову, она была поставлена в 1806 году , в Москве же в 1807 году , и с тех пор не сходила со сцены до 1828 года, выдерживая в год по два - три представления, а в первый год своей постановки она шла пять раз. После смерти Крылова она была возобновлена в 1845 и 1846 году, но уже теперь она была, конечно, устарелой. Интересно, — в годы подъема национального чувства под влиянием событий, как в 1812 году, пьеса идет больше. Некоторые года она совершенно не ставится (1818, 1819) . Во всяком случае, прожить на сцене 20 лет, выдержавши до 35 постановок, в то время было для