5—46
в той же книге «Gedankenkorb»: «Dieu ne puit, Roi ne deigne, artiste je suis»•.
Считаю не лишним вставить этот эпизод в рамку из статей критика «Нового Времени» Иванова (16 января 1889 г.) и князя Мещерского («Гражданин» 14 октября того же года).
Рассказав, что «Калашников» был под запретом и что автор отказался сделать в опере изменения, которые сняли бы этот запрет, Иванов прибавляет: «Прекрасно было сказано по этому случаю в “Петербургских Ведомостях”: “русские писатели, художники, музыканты и актеры всегда находили свою защиту у трона своего монарха и его царственной семьи… После главной репетиции “Калашникова” с высоты трона русского Государя• раздалось слово, снявшее опалу с этой оперы, и изгой русской оперной сцены возобновлен снова”».
Мещерский, восставая против чествования Рубинштейна в 1889 году по случаю 50-тилетия его артистической деятельности, написал следующее: «Мусоргский, гений русской музыки, умер в больнице... Глинке после смерти пропали почести и юбилей... Даргомыжский и Серов были в бедности и отошли в вечность, не венчанные лаврами от своего народа, а Рубинштейну, не нашедшему в русском эпосе ничего, кроме повода исказить chef d’oeuvre• Лермонтова• и русского царя воспеть в шутах и кощунстве, — все лавры, лавры и лавры»
Виктор Вальтер.
Е. В. Владимирова.
Страница из истории нашего театра.
На днях скончалась в Петербурге старейшая из артисток Александринского театра — Елисавета Васильевна Владимирова.
Совсем молоденькой девушкой в 1855 году она была принята на единственную в то время в столице сцену. Отлично воспитанная, прекрасно знающая языки, породистая, очень