II—330
было потрачено сил и энергии, чтобы осуществить эту идею. Искание новых форм театра привели к театру западного, средневековья• (Э. А. Старк. Старинный театр. Издание Н. И. Бутковской). Но русский народный театр забыли — или в нем не нашли еще красоты, или сочли не заслуживающим внимания в деле искания форм постановок. Трудно сказать, почему и в данном случае прежде всего обратились к варягам.
Театр А. Ремизова — мы надеемся — заставит возвратиться домой, найти дорогу к народу. Надо пожелать, чтобы пьеса скорее зажила на сцене и привела бы за собой народный театр.
Л. И.
Николай Эфрос. М. С. Щепкин, (опыт характеристики). Художественное издательство «Светозар». П., 1920. 4°. 87 + 1 нен. стр. Цена не обозначена.
Избитая истина, что актер после своей смерти не оставляет ничего осязаемого, властно говорящего о его творчестве. Свою оценку он получает при жизни, и часто его слава умирает вместе с ним. Если он исключительное дарование, то на долю потомков остается присудить ему место в пантеоне искусства и распознать его влияние, если он создал школу. Актер непризнанный, не понятый при жизни, уходит в могилу навсегда, и нет тех сил, которые возродили бы его в будущем. Об артисте незаурядного, оригинального таланта надо писать при жизни как можно больше, следить за каждым новым его шагом я отмечать с пунктуальностью, мы бы сказали, с математической точностью, о малейших изгибах, переходах, тонах в его игре, в его достижениях, давать простор критическому анализу. Но одна критика, будь она серьезна, правдива и обладай пламенным чувством и восторженностью Белинского или Ап. Григорьева, их чутким талантом, только слово, которое «изреченное есть уже ложь». Язык наш беден и бессилен передать, что таится на глубине души, что исходит под наитием, поражает и заражает зрителя раз и навсегда. Пусть в помощь критике работает на актера без устали и фотограф, кинематограф запечатлевает из десяти раз неточных один раз верный момент, а граммофону, может