II—325
трудно. Читая пьесу, где все же больше описаний (пролог) в ремарках, невольно жалеешь, что для изображения трагичности положения брошенных взята не форма повести, а действия. Действия здесь нет. Настроение тоже намечено слабо. Не может быть сравнения с тем, по истине, с трагизмом, какой дан Чеховым в образе оставленного и забытого Карпа•. Пьеса же Клейнера не дает всей силы впечатления. И видеть в ней решение проблемы — это смотреть на нее глазами Софьи на Молчалина, как характеризует ее отношение Чацкий• :
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
Л. И.
Николай Эфрос. Пров Садовский (опыт характеристики). П. 1920. 4°. 46 + 2 нен. стр. Художественное издательство «Светозар», Цена 130 руб.
В октябре 1918 года исполнилось столетие со дня рождения знаменитого П. М. Садовского.• Московский Малый театр, где прошла большая часть деятельности артиста, отметил знаменательную дату устройством торжественного собрания •, на котором Н. Е. Эфрос произнес речь о сценическом пути и личности Садовского. Его речь, несколько измененная, издана «Светозаром» с свойственной издательству тщательностью и красотой. К книге приложен портрет Садовского с фотографии конца 60 годов, семейная группа с женой и сыном, М. П. Садовским, будущем актером того же Малого театра, и даны два снимка в ролях. • «Опыт характеристики» Садовского слишком уж беглый набросок «по поводу». Пров Садовский — фигура колоритная, монументальная, требующая и для эскиза большего труда и красок, чем дал нам автор очерка. Поставленный Николаем Эфросом особняком цельный образ артиста поблек, а Садовский-человек и не появился. Отделять актера П. Садовского от Садовского-человека нельзя, это две ипостаси одной сущности, без них нет Прова Садовского. Едва ли в жизни и на сцене кто из артистов был так определенен, так устойчив в своем «я», как Садовский. Деятельность нашего артиста есть отражение его миросозерцания, которое шлифовалось в замечательном, но еще мало изученном кружке редакции молодого «Москвитя-