искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1921. — Сб. II

II—325

трудно. Читая пьесу, где все же больше описаний (пролог) в ремарках, невольно жалеешь, что для изображения трагичности положения брошенных взята не форма повести, а действия. Действия здесь нет. Настроение тоже намечено слабо. Не может быть сравнения с тем, по истине, с трагизмом, какой дан Чеховым в образе оставленного и забытого Карпа. Пьеса же Клейнера не дает всей силы впечатления. И видеть в ней решение проблемы — это смотреть на нее глазами Софьи на Молчалина, как характеризует ее отношение Чацкий :

 

Бог знает, за него что выдумали вы,

Чем голова его ввек не была набита.

Л. И.

 

Николай Эфрос. Пров Садовский (опыт характеристики). П. 1920. 4°. 46 + 2 нен. стр. Художественное издательство «Светозар», Цена 130 руб.

В октябре 1918 года исполнилось столетие со дня рождения знаменитого П. М. Садовского. Московский Малый театр, где прошла большая часть деятельности артиста, отметил знаменательную дату устройством торжественного собрания , на котором Н. Е. Эфрос произнес речь о сценическом пути и личности Садовского. Его речь, несколько измененная, издана «Светозаром» с свойственной издательству тщательностью и красотой. К книге приложен портрет Садовского с фотографии конца 60 годов, семейная группа с женой и сыном, М. П. Садовским, будущем актером того же Малого театра, и даны два снимка в ролях. «Опыт характеристики» Садовского слишком уж беглый набросок «по поводу». Пров Садовский — фигура колоритная, монументальная, требующая и для эскиза большего труда и красок, чем дал нам автор очерка. Поставленный Николаем Эфросом особняком цельный образ артиста поблек, а Садовский-человек и не появился. Отделять актера П. Садовского от Садовского-человека нельзя, это две ипостаси одной сущности, без них нет Прова Садовского. Едва ли в жизни и на сцене кто из артистов был так определенен, так устойчив в своем «я», как Садовский. Деятельность нашего артиста есть отражение его миросозерцания, которое шлифовалось в замечательном, но еще мало изученном кружке редакции молодого «Москвитя-