II—175
Не исполнилось и полугода со дня ее выпуска из училища, как она вышла замуж за молодого танцовщика-премьера — Льва Иванова. Но семейная жизнь, и даже дети, не примирили ее с буржуазным прозябанием, и призрак лавров на драматической сцене манил ее к себе неудержимо. Уже возраст ее приближался к тридцати, уже первое десятилетие служения в балете миновало, уже она совершила там «в пределах земных все земное». Надо было торопиться.
Она пробовала свои драматические силы на подмостках Александринского театра еще осенью 1865 года. В бенефис Левкеевой она играла роль Анюты в водевиле «Барская спесь и Анютины глазки»•. Успех она имела огромный. Так тонко, очаровательно и скромно провела она свою роль, так чудесно пропела песенки и куплеты. Другая бы схватилась за этот успех и бросила балетные кулисы. Но Лядова не поверила в себя и ждала. Ждала она долго. Только в 1868 году, в водевиле «Мельничиха в Марли»•, она выступила перед летней снисходительной публикой Каменноостровского театра•. Сам всесильный начальник репертуара, Павел Степанович Федоров, благословил ее переход из балета в драму, и он стал уже близким, реальным событием.
Тогдашний режиссер русской драмы А. А. Яблочкин всегда следовал девизу Сирано де Бержерака: «брать свое добро отовсюду, где его только можно взять». «Елена»• тогда возбуждала восторг всей Европы. У нас Девериа имела шумный успех во французской труппе, именно в этой роли. Почему бы «Еленой» и не попользоваться на русской сцене? Виктор