11/12—103
Такого же официального характера имеется в альбоме и другое письмо, но уже к Н. С. Васильевой, полученное ею от Л. Н. Толстого по поводу «Власти тьмы».
Я, с своей стороны, не встречаю препятствий к тому, чтобы Артистка Императорских СПетербургских театров Надежда Сергеевна Васильева поставила в свой бенефис мою драму «Власть тьмы», в случае разрешения ея цензурою, и уполномочиваю ее делать в названной драме вычерки согласно требованию цензуры и условиям сценической постановки.
Лев Толстой.
11-го Декабря 1894 г.•
О постановке «Власти тьмы» и цензурных мытарствах этой драмы не раз говорилось в литературе. Между прочим обстоятельно о первых постановках ее рассказано в «Ежегоднике Имп. Театров» за 1895—6 г.г., с. 138—150, 308—315, за 1911 год в Воспоминаниях Н. С. Васильевой с. 12—24 и в №№ 3 и 4 журнала «Бирюч». Многие из артистов добивались постановки «Власти тьмы», многие из сильных мира сего домогались беспрепятственного прохождения драмы чрез цензурные рогатки, и только в 1895 году 18 октября сцена Александринская увидела пьесу Л. Толстого, поставленную в бенефис Н. С. Васильевой по случаю двадцатипятилетия ее службы на императорской сцене сначала в Москве, а потом в Петербурге*. При исполнении «Власти тьмы» распределение ролей было следующее: Петр — Осокин, Анисья — Васильева, Акулина — Савина, Анютка — воспитанница Макарова, Никита — Сазонов, Аким — Давыдов, Матрена — Стрельская, Марина — Пащенко, Митрич — Варламов, муж Марины — Шаповаленко и
* Второй пьесой бенефисного спектакля была возобновленная сцена И. С. Тургенева «Вечер в Сорренто». Ранее этого, в 1891 году 26 сентября, впервые на Александринской сцене были поставлены «Плоды просвещения» и тоже в бенефис Н. С. Васильевой.