искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—13

В этот орден могли вступить только люди «чистые»*, а грешники не могли даже найти тропы, ведущей в Монсальват. По словам Гурнеманца, сподвижника Титуреля, Клингзор, пришедший из языческой местности, явился в долину у подножья Монсальвата, чтобы войти в общину рыцарей Граля. «Я не знаю», говорит Гурнеманц, «в чем он был грешен там, откуда он пришел, но здесь он хотел искупить свой грех, даже стать святым. Бессильный умертвить грех в себе самом, он совершил насилие над своим телом, но рука его, протянутая к Гралю, была с презрением отвергнута хранителем святыни».

Добровольное уродство, которое нанес сам себе Клингзор, не помогло ему вступить в орден, и он проникся яростной ненавистью к Гралю и его защитникам. Чтобы овладеть Гралем, Клингзор «превратил пустыню в сад наслаждений», который населил дьявольски прекрасными женщинами; там поджидает он рыцарей Граля для злых наслаждений и адских страстей: «кого он заманит, тот погиб, и многих уже погубил он из нашей среды». Амфортас, которому Титурель, пришедший в преклонный возраст, передал царство, решил положить конец злодеяниям Клингзора. Вооруженный священным копьем, Амфортас проник в сады Клингзора, но, плененный прекрасной женщиной, позабылся в ее объятиях и выпустил копье из рук. Клингзор похитил копье и, глумясь, нанес им рану королю. «Я помог ему спастись бегством, защитив его силою моего оружия, но рана, горящая в боку короля, с тех пор не за-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Немцы употребляют слово «rein» (чистый) в очень разнообразных смыслах. В «Парсифале» оно означает «свободный от греха», понимаемого в узком смысле: свободный от грешного плотского влечения. Но это не значит, что рыцари Граля обязаны были блюсти целомудрие: мы знаем, что Титурель имел сына Амфортаса, а Парсифаль — Лоэнгрина. Слово «rein» Вагнер применил здесь в том же смысле, как когда-то в «Тангейзере», противопоставляя чистую любовь рыцарей к Елизавете греховной любви Тангейзера к Венере.