искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — Сб. I

I—10

30 17 1850 Дебют Константина Николаевича Полтавцева  («Смерть Ляпунова» Кукольника ) в Московском Малом театре.

31 18 1879 † Сергей Петрович Соловьев, артист моск. театра, автор «Записок Старого режиссера».

 — — 1893 † Николай Дмитриевич Ахшарумов, романист, критик и драматург.

 

 

Рыцарь Парсифаль и Дева Феврония.

Статья В. Г. Вальтера.

Посвящается Б. В. Асафьеву.

Сопоставление опер Вагнера и Римского-Корсакова представляет особый интерес потому, что оба произведения в художественной форме воплощают одну и ту же морально-религиозную идею. Учение Христа является и для немецкого и для русского композитора (хотя в «Китеже» правильнее было бы видеть двух равноправных авторов: автора текста В. И. Бельского и автора музыки Римского-Корсакова) основою добра. Добро побеждает зло, воплощаемое в «Парсифале» волшебником Клингзором, а в «Китеже» татарами, о которых народ говорит: «Да то бесы, не люди, и души не имеют, Христа Бога не знают и ругаются церкви».

Но победа в том и в другом случае достигается разными способами, и различие это чрезвычайно характерно для понимания национального характера немецкого и русского художника, вернее сказать — немецкого и русского народа. В «Парсифале» побеждает муж, рыцарь, владеющий мечем и копьем, в «Китеже» побеждает дева, побеждает кротостью, смирением и молитвою. В «Парсифале» победа заключается в полном уничтожении противника, волшеб-