искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 19/20

19/20—341

бенно «Эсмеральде» была неподражаема, и созданные ею поэтические образы незабываемы. Маститый знаток балета К. С. даже как-то заявил, что «в одной спине Цукки больше поэзии, чем во всей новейшей итальянской литературе»... Несколькими годами позже появилась в Петербурге и Пьерина Леньяни, признанная современниками «совершенством балерины». Танцы этой артистки отличались исключительной разработкой техники. Она с легкостью проделывала невиданные еще у нас тройные туры и первая показала сложные пируэты, пресловутые «fouettés».

Головоломный акробатизм ее был смягчен редким изяществом и грацией, и никогда, ни в одном движении не было заметно усилия и предварительной черновой работы.

Наследницами Леньяни из русских артисток явились М. Кшесинская и позже В. Трефилова, доведшие технику танца до предельной грани и прославившие, в свою очередь, русский балет на лучших европейских сценах. Деятельность таких артистов, как О. Преображенская, П. А. Гердт и братья Н. и С. Легат, и сейчас еще у всех на памяти. С этого периода времени роли переменились: не России стали показывать иностранных знаменитостей, а Европе — образцы русской хореографии, а в 1908 году, когда С. П. Дягилеву удалось впервые показать Парижу не отдельных гастролерш, а целый ансамбль нашего балета во главе с Анной Павловой и Т. Карсавиной, то это был такой фурор, который достоин быть отмеченным даже на страницах мировой истории искусства. Анна Павлова в истории русской хореографии сыграла громадную, хотя, к сожалению, мимолетную роль. Это русский самородок исключительной величины, соединившая в себе такие разнообразные данные, как мимику Цукки, воздушность Талиони, огонь Эльслер и технику Леньяни.

Гибкость таланта Павловой была исключительна. Наряду с архаической дочерью Фараона, это была