искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 19/20

19/20—338

вынужденный почти два сезона скитаться по другим сценам, вернулся на родные подмостки, а в следующем году увидел на них знаменитую Марию Талиони.

Балерина явилась в Россию вместе со своим отцом, Филиппом Талиони, в балетах которого исключительно и выступала. Это был чрезвычайно резкий перелом репертуара от историко-романтических тем Дидло и реальных тонов Титюса к чисто фантастическому элементу сильфид, дриад и неземных существ. Талиони сочинял балеты в строгом применении к таланту своей гениальной дочери и в сюжетах не выходил из рамок фантастики. Дебют Талиони 6 сентября 1837 года носил характер сплошного триумфа, и стены Большого театра ни прежде, ни после не видели такого скопления восторженных зрителей.

Талант Талиони поднял требование к балету и дал новое направление русской школе, из представительниц которой, в смысле больших достижений, первое место следует отвести Е. И. Андреяновой. Русской танцовщице пришлось принимать богатое сценическое наследство Талиони и явиться в трудное время перед избалованной публикой. Но смелость, настойчивость и... покровительство всесильного директора одержали победу.

После пятилетия гастролей Талиони, Андреянова выступала во многих лучших ее ролях и имела хороший и заслуженный успех. При гастролях Андреяновой в Москве ей пришлось столкнуться с враждебными партиями поклонников туземных балерин Санковской и особенно Ирки Матиас, которые в целях воспрепятствовать успехам гастролерши устроили 5 декабря 1847 года неслыханный еще в театре скандал, бросив на сцену дохлую кошку с надписью: «Первая танцовщица». Инцидент этот, поднявший тогда много шума и вызвавший продолжительное следствие, описан достаточно подробно в воспоминаниях Танеева. О близости Андреяновой к дирек-