искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 19/20

19/20—328

К подобным произведениям обличительного направления, которое можно назвать «нравственно-общественным направлением», относится «Ошибка» Евгении Тур, разбору которой Островский посвятил большую часть своей статьи. Сюжет повести взят из жизни высшего общества, которого касались очень немногие писатели. В этом главный интерес «Ошибки». Евгения Тур дала в ней живую и правдивую картину великосветской жизни, проявив тут тонкую наблюдательность и глубокое знание высшего света. Местами только впечатление, получаемое от повести, портится длинными описаниями характеров и рассуждений героев, что является приемом нехудожественным: в искусстве нужны образы и только образы, которые и всесильны только над волею и воображением человека. Но это единственный недостаток «Ошибки». В остальном повесть прекрасна и по языку, и по живости изображения, и по направлению, и по благородству тона. И Островский в заключение поздравляет публику «с новым самобытным талантом» и от души желает Евгении Тур «всевозможных успехов на широком поле русской литературы, на которое она выступает с таким прочным дарованием и с таким прекрасным направлением».

Не один Островский, а весь кружок так высоко расценивал Евгению Тур, писательницу не глубокую и теперь совершенно забытую. Аполлон Григорьев, главный выразитель общих взглядов и верований кружка, через год после Островского, разбирая роман Тур «Племянница», нашел отношение автора к изображаемому им быту «несвободным и потому нехудожественным», но этот недостаток искупался «блестящей стороной» романа — анализом светских отношений и изображением высшего света. И Григорьев, как и Островский, возлагал тогда на Тур большие надежды, как на писательницу «мыслящую и живо чувствующую»*. Это было временным за-

 

 

 

 

 

 

 

 

* Полное соб. соч. и писем Ап. Григорьева, под ред. Вас. Спиридонова, т. I, стр. 136—139. Изд. П. П. Иванова П-град, 1918.