искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 19/20

19/20—326

разителем общих взглядов и верований кружка*. Ему принадлежит и другая критическая работа, более самостоятельная, — о повести «Ошибка» Евгении Тур, напечатанная в «Москвитянине» в начале 1850 года, т. е. за год до выступления кружка in corpore на страницах этого**. Сколько известно, о деятельности Островского, как критика, до сих пор не говорилось в литературе.

Разбору повести Евгении Тур Островский предпослал ряд общих замечаний о русской художественной литературе, мало самостоятельных и местами противоречивых, но весьма ценных для понимания деятельности самого Островского, как драматурга. По его взгляду, выраженному в этих замечаниях, литература всякого образованного народа идет параллельно с жизнью общества. Нравственные идеалы и типы, сознанные и выработанные обществом, служат материалом для искусства. Писатель, чуткий ко всяким проявлениям общественной жизни, в своих произведениях или узаконивает эти идеалы и типы, как высшее выражение современной жизни, или высмеивает и обличает их, как слишком узкие и противоречащие общечеловеческим идеалам. Литературные примеры прошлого подтверждают этот параллелизм между литературой и жизнью. Литература греков узаконила Ахилла и Одиссея, как типы, вполне отвечавшие тем нравственным идеалам, до которых доразвилось древнее общество. Напротив, Сократ, как тип, не укладывавшийся в нравственные рамки афинского общества, представлен лицом комическим. Средневековое общество видело идеал человека в рыцаре, причудливо совмещавшем в себе христианские добродетели с инстинктом зверя, и литература того времени дала нам героя, идущего с мечом в руках насаждать учение любви и всепрощения. Тот же параллелизм видим мы и в литературах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* «Москв.» 1851, ч. 2. Подпись: «О.»

** «Москв.» 1850, ч. 2. Подпись: «А. О.»