искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 2

 

 

2—38

«Le Pain dautrui»

10 января 1890 г. (по старому 29 декабря 1889 г.) в Париже, в Новом Свободном театре (Théatre libre), созданным актером Антуаном, дана была третья по счету премьера. Спектакль состоял из двух пьес: «Le Pain dautrui», двухактной комедии и одноактной пьесы «En détresse». Последнее произведение принадлежало перу молодого французского автора Ганри Февра; первое — являлось переводом с русского. Переводили его двое — Арман Эфрем и Вилли Шютц; автором его был назван Iwan Serguéitch Tourguèneff.

Антуан, создатель «свободного театра», играл главную роль — Vasili Kousovkin. Антуан считался, да и считается до сих пор, знатоком русского быта: он служил в труппе Михайловского театра в Петербурге.

Выбор  тургеневской  пьесы  надо  приписать  не  столько  тому,  что  Антуан,   живя на берегах Невы, мог ознакомиться с литературной деятельностью Тургенева,   сколько той чуткости и артистической  отзывчивости,  которой  полна  вся  его  художественная  организация.   И  не  только  надо  подчеркнуть то  обстоятельство,  что  он  играл  Кузовкина,  а  то, что  он  имел  по  преимуществу успех  во  втором  акте,  в  том,  который  считался  бледным,  неудачным  и  постоянно  откладывался при  постановках  «Нахлебника» на  русских  сценах.

Менее чем за год до представления «Le Pain dautrui» в Париже в Александринском театре было возобновление «Нахлебника». Во главе труппы стоял тогда такой почтенный литературный деятель, как А. А. Потехин, а Кузовкина играл В. Н. Давыдов. И все-таки оба они поддались старому мнению, которое давно следовало бы сдать в архив, — что второй акт несценичен, — и откинули его. Спектакль ограничился одним первым действием, — и высмеиванье старого нахлебника, и обряжение его в шутовской кол-