искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—294

ее с знаменитой Е. И. Колосовой под гусляров и народный хор. Заслуга Огюста в этом отношении весьма велика. Ему бесспорно принадлежит честь введения на сцену всех разновидностей художественного русского танца и утверждения на него моды в обществе. Одно время, по приказанию Павла I, кавалеры были удалены в балете со сцены и заменены переодетыми танцовщицами (травести); впрочем, это продолжалось недолго. В этом же царствовании широко развернулся русский хореографический талант — И. И. Вальберх, отправленный для усовершенствования на казенный счет за границу и поставивший по возвращении целый ряд балетов: «Вертер», «Бланка», «Рауль — Синяя борода» и др.

В 1801 году, по приглашению директора театров Н. Б. Юсупова, приехал в Россию знаменитый хореограф Карл-Людовик Дидло (1767—1837), которому русский балет первой половины 19-го века всецело обязан своим исполинским ростом и широкой славой. Из-под рук Дидло, как педагога, вышла целая плеяда крупных артистических талантов, запечатленных историей и литературой того времени. Гений Дидло был весьма широк и разносторонен. Дидло первый ввел в балете трико и газовые тюники, изобрел и усовершенствовал всевозможные машины для полетов и других сценических эффектов, сконструировал подвижные крылья и пр. Прослужив в России с 1801 по 1811 год и с 1816 по 1829, Дидло поставил на нашей сцене более 20 балетов, причем современники затруднялись сказать, который из них был лучшим. Поняв однообразие мифологических и пасторальных сюжетов и необходимость освежения репертуара, Дидло сочинял балеты по преимуществу историко-романтического содержания, относясь с чрезвычайной осторожностью к основному элементу балета — танцу. Танец у Дидло всегда был на месте, по естественному ходу пьесы и всецело связан с сюжетом. Пантомима получила первенствующее значение и