искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—291

 

Краткие очерки по истории балета.

Статья Д. Л.

III*

Балет в России в своем возникновении и первом периоде истории не имел даже признака национальности в искусстве, что, однако, не помешало ему в своем дальнейшем развитии, окрепнув и обрусев, — превзойти однородный тип искусства во всем мире. Конечно, основной причиной этого явления следует считать то исключительное, тепличное существование нашего балета, протекшее в большей части своего бытия под крылом придворного покровительства. Будучи зрелищем, пришлым с запада, балет, появившийся хронологически одновременно с самой примитивной и грубой драмой, — пользовался всеми привилегиями при дворе. Балет, в действительном значении этого слова, проник в Россию в период рабского подражания Европе и особенно Франции, где он явился отражением пышной эпохи расцвета и вместе с тем политического кризиса.

Не считая ранних опытов сценического танца еще в Московский период Руси (Танец Орфея и двух пирамид на спектакле 1675 г. в Кремле и др.), провозвестниками придворного балета в царствование Анны явились танцовщики, прибывшие вместе с итальянской оперой в 1736 году, среди которых был даровитый балетмейстер и танцовщик Антонио Ринальдо Фузано, не поладивший с всемогущим Бироном и вскоре оставивший Россию до воцарения Елизаветы, когда вновь вернулся. Подобно Парижу, в Петербурге в этот период времени балет не являлся самостоятельным зрелищем, а шел в виде дивертисментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* См. №№ 10, 13—14.