искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—290

сделанную А. Потехиным и Крыловым. Наибольший успех имели картины «У Петуха», «У Кошкарева» и «Разговор двух дам». Наименьший успех — «Бал у губернатора» и «Арест Чичикова».

Крупной постановкой сезона и несомненно литературным спектаклем была «Смерть Пазухина», — появившаяся в печати еще в 1857 г. и тридцать пять лет находившаяся под запрещением цензуры. Будь она поставлена более внимательно, не так спешно, как ставилось тогда все — с нескольких репетиций, в старых декорациях, она имела бы несомненно более крупный успех. Но вечный припев о «несценичности» всякой пьесы, имеющей литературное значение, повторялся на все лады нашей прессой. Критики никогда не отличают исполнителя от самого произведения, и все недочеты и прорухи режиссера относят на счет автора. Постановка этой пьесы впоследствии в Москве, в Художественном театре, доказала всю сценичность «Пазухина».

Из остальных пьес сезона следует отметить пьесы, которым нынче исполнился двадцатипятилетний юбилей: «Первая муха» Велички, «Предрассудки» Чайковского, «Рай земной» Карпова, «Гусь лапчатый» Салова, «У своих» Боборыкина, «Компаньоны» Невежина, «Антон Горемыка» Григоровича, «Жизнь» Потапенко, инсценировка «Дворянского гнезда» Тургенева, сделанная П. Вейнбергом и «Венецейский истукан» Гнедича.

Всего в этот сезон было поставлено двадцать одна оригинальная пьеса, а всех пьес на репертуаре числилось 109. При этом колоссальном количестве нельзя было и требовать, чтобы исполнение всегда отличалось художественностью. В Александринском театре дано было 188, а в Михайловском — 74 спектакля. Итого — 262, давших сбора 278 тысяч, — немного более тысячи рублей на круг.

П. Гнедич