искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 17/18

17/18—262

времен эллинистической эпохи, как: бледная женская маска с длинными волосами (служившая, напр., для ролей Ино, Андромеды), печальная девица (для Электры, Антигоны), белокурый муж средних лет (напр., Креонт), белый муж (напр., Тиресий Кефей), курчавый юноша с высоко поднятыми бровями (напр., Пенфей, юноша-герой, как Ахилл, Гемон, Орест, Неоптолем, Персей). В общем Полидевк упоминает 6 видов масок для стариков, 8 — для юношей, 11 — для женщин и 3 — для слуг. Вот его описание некоторых из вышеупомянутых типов:

«Бледная женская маска с густыми черными волосами; печальный взгляд название — ochrà — от цвета лица».

«Белый муж, весь седой с локонами кругом головы: борода жесткая, нависшие брови; белый цвет лица; онк невысокий»...

«Курчавый юноша, — белокурый, волосы начесаны на онк, брови подняты; вид свирепый»...

Маски, которые надо приготовить нарочно для определенной цели и одного известного случая, назывались специальными масками. Такие маски создавались творчеством поэтов, к требованиям которых должны были приноравливаться мастера, когда, напр., надо было представить Ио с рогами или рогатого Актеона, слепого Финея, многоглазого Арга, Фамирида с одним глазом голубым, другим — черным, или сказочные создания в виде гигантов и титанов, или, наконец, когда нужно было изобразить олицетворения отвлеченных понятий, как Смерть — Танатоса или Ярость — Лиссу и т. под. Наше представление об указанных масках дополняют, как уже было указано, изображения на стенной живописи или мраморные и терракотовые скульптурные подражания и архитектурные орнаменты. Так, напр., на одной стене в Помпеях изображены главные маски из «Андромеды» Еврипида, расположенные среди живописной декорации, указывающей на место действия. Налево, на