искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 15/16

15/16—234

уверен, что навестили бы любящего Вас Мочалова; по крайней мере теперь я надеюсь, что уделите часок от Ваших дел и премного одолжите; живу позади Горного Правления — в переулке — дом Ильинского. — Прошу удостоить несколькими строчками ответа касательно следующей статьи, намерен я в следующий бенефис дать Бал, соч. г. Лермонтова; но без позволения Г. Краевского и участвующих в наследстве и без помощи Вашей я приступить к исполнению не могу. Говоря о позволении Цензуры, кажется, сомнения никакого. Если Бог поможет, то думаю после Великого Празд. быть в Петербурге и похлопочу сам.

Почитающий и душевно любящий Вас

покорный Ваш слуга

Павел Мочалов.

9 Марта.

«Бал» Лермонтова — это, конечно, его драма «Маскарад», которую он чрезвычайно желал увидеть на сцене, которая не была разрешена к постановке по причине (как ему заявили) «слишком резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель не слишком награждена». Мочалову не удалось выступить в «Маскараде» (который был поставлен на петербургской сцене лишь в сезон 1852—1853 гг. — так как смерть унесла великого артиста в могилу. Лермонтов был большим его поклонником, дважды упоминает о нем: в первый раз — в письме к тетке своей, М. А. Ша-Гирей, в 1829 году: «Помните ли, милая тетенька, вы говорите, что наши актеры (московские) хуже петербургских. Как жалко, что вы не видали здесь  «Игрока» трагедию «Разбойники» . Вы бы иначе подумали. Многие из петербургских господ соглашаются, что эти пьесы лучше идут, нежели там, и что Мочалов в многих местах превосходит Каратыгина»; в другой раз он говорит о Мочалове устами одного из действующих лиц своей драмы (1831 г.) «Странный Человек», Челяева, который на вопрос, был ли он вчера в театре и что играли, отвечает, что давали «Общипанных разбойников»  Шиллера и прибавляет: «Мочалов ленился ужасно; жаль, что этот прекрасный актер не всегда в духе; случиться могло б, что я бы его видел вчера