искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 15/16

15/16—202

Близки народу и имена действующих лиц, знакомы все эти египтяне, арабы, понятно и место действия — Сирия, Египет.

Легенда, написанная Л. Н. Толстым, конечно, не пьеса для театра. Она слишком коротка, лишена диалога, характеры бегло намечены и могут трактоваться актерами широко и свободно. Но главное в ней выражено с простотой и ясностью лубочной картинки. Она примитивна, непосредственна и поучительна, как всякое народное сказание, как почти каждая легенда.

10-го марта прошлого года «Петр Хлебник» был поставлен в Москве в театре Незлобина, причем режиссер понял ее как лубок, который носит на себе печать иконописной манеры.

В других тонах, ином понимании идет «Петр Хлебник» у нас в Александринском театре — при красочных костюмах и декорациях А. Я. Головина, при музыке Р. И. Мервольфа, в постановке В. Э. Мейерхольда.

Впервые легенда шла 8-го апреля 1918 года. Список легенды доставил артист Александринского театра И. М. Уралов, получивший в бытность свою в Москве от А. Л. Толстой и В. Г. Черткова разрешение на постановку и право, если это окажется нужным, напечатать пьесу.

В настоящее время редакция «Бирюча» пользуется этим правом, чтобы дать своим читателям эту пьесу полностью, т. е. с тем вариантом, какой найден в бумагах великого писателя. В таком виде легенда еще не была напечатана.

В московском повременном издании, редактируемом В. Г. Чертковым, «Голос Толстого и Единение» «Петр Хлебник» был напечатан в № 1 (7) за 1918 год без всякого предисловия, имея только примечание редакции: «действие 1-е печатается по наиболее обработанному варианту. Вообще же вся пьеса Л. Н-чем только набросана вчерне».