искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 15/16

15/16—201

Петр Хлебник.

Легенда в 5 картинах Л. Н. Толстого.

С предисловием А. С. Полякова.

Среди бумаг Л. Н. Толстого был найден небольшой набросок пьесы, содержание которой не ново. Великий писатель воспользовался известным рассказом, помещенном в Четьих Минеях под 22 сентября, о житии преподобного Петра Мытаря, который во время болезни видел борьбу ангелов с бесами за его душу. Он видел, как перевешивала, к радости нечистой силы, чаша весов с делами злыми; чаша добрых дел была пуста. И уже ангелы скорбели о погибшей душе, не сделавшей на земле ничего для своего спасения, но один из них вспомнил о небольшом хлебе, когда-то поданном назойливому нищему. И эта милостыня, почти против воли оказанная грешником, перетянула чашу злых дел. Нечистая сила была посрамлена, и грешная душа освободилась от мук ада. Когда Петр выздоровел, он постиг всю греховность своего жития и направился на путь добродетели и христианской благочестивой жизни.

Эта легенда не раз служила темой для лубка, и еще недавно в деревенской избе она красовалась рядом со «Ступенями человеческой жизни» и другими распространенными назидательными картинами.

Пьеса несомненно писалась для народа, об этом свидетельствует не одна тема, но и самый язык легенды, отдельные выражения, постоянно встречающиеся в народном обиходе. Нищий просит «копеечку» с обычным припевом профессионала, юродивая, посетив жену Петра, называет ее «девонькой», говорит языком нехитрой русской прорицательницы и т. п.