искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—165

ра эта вскоре доставила Даргомыжскому всероссийскую славу.

Вообще счастье, казалось, улыбнулось ему: его поняли, признали, оценили. Между прочим, он был избран директором недавно образовавшегося Русского Музыкального Общества, членом которого состоял с 1860 г. Так называемый «Балакиревский кружок» признал его своим учителем и главой. Все это, в связи с возраставшим успехом его сочинений, не могло, так или иначе, не льстить его артистическому самолюбию и не побуждать к дальнейшему творчеству. Почувствовав новый прилив духовных сил, он энергично принялся за сочинение музыки к «Каменному гостю» Пушкина. Как я уже отметил вначале, этим произведением для нас и определяется главнейшее значение Даргомыжского.

Но смерть уже сторожила его: тяжелый недуг, которым он страдал с некоторых пор (аневризм сердца и общий ревматизм), стал проявлять угрожающие симптомы и сильно препятствовал новой работе композитора. Тем не менее дух его был как-то особенно бодр и свеж: в сколько-нибудь «светлые» промежутки болезни он работал с необыкновенным увлечением и необыкновенно интенсивно. Но заканчивать свое последнее произведение Даргомыжскому пришлось буквально уже на смертном одре. 5 (18) января 1869 г. он умер, не дописав только двух страниц (в первой картине) и не успев инструментовать своей оперы. По завещанию композитора, незаконченное дописал Кюи, удачно уловивший строго выдержанный стиль произведения, а инструментовку прекрасно сделал Римский-Корсаков.

Первая постановка этого музыкального «Каменного гостя», — где текст Пушкина остался без всяких изменений или сокращений, — состоялась на Мариинской сцене 16 февраля 1872, т. е. только через три года после смерти Даргомыжского. И постановке этой предшествовали обстоятельства, которым в на-