искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—161

т.е. заключая в себе и элемент комический; и можно только пожалеть, что он не написал ни одной комической оперы. Музыкальный юмор Даргомыжского блестяще проявился, во-первых, в его «Малороссийском казачке» и других двух оркестровых пьесах («Баба-Яга» и «Чухонская фантазия»), главным же образом — в некоторых его превосходных и общественных комических песнях, как напр. «Титулярный советник», «Червяк», «Мельник» и др. Всего же, кроме опер, Даргомыжский за свою жизнь написал около сотни вокальных пьес, из которых многие до сих пор производят впечатление своим ярким драматизмом, изящным лиризмом, той или иной характеристичностью и, в особенности, — своей свободной, выразительной декламацией. Достаточно вспомнить «Паладина», «Старого капрала», «Не скажу никому», «Оделась туманами Сьерра-Невада» и мн. др. Особенно удавались ему романсы на стихи Пушкина.

Возвращаюсь, однако, к биографическим данным. Двадцати лет от роду Даргомыжский пользовался уже известностью в петербургском обществе и салонах как талантливый и интересный дилетант, композитор романсов и других небольших вещиц, пианист и участник в ансамблях. Свои музыкальные занятия он сначала (и довольно долго, — целых 16 лет) совмещал с государственной службой, на которую поступил в очень молодом возрасте: он был чиновником министерства двора, потом государственного казначейства. На службе Даргомыжский считался исполнительным, но карьеризмом заражен не был вовсе и при первой возможности (в 1843 г.) бросил навсегда департаментские стены, чтобы всецело заняться искусством.

Без сомнения, на серьезное музыкальное развитие нашего композитора большое влияние оказал Глинка, с которым он познакомился еще в 1833 г. и который обратил внимание на его талант. Автор «Жизни за царя» дал ему тетради своего берлинского профес-