13/14—158
Александр Сергеевич Даргомыжский.
(1813—1869).
В. Коломийцева.
Жизнь А. С. Даргомыжского, со дня смерти которого истекло недавно (18 января) полвека, не может быть названа яркой и богатой событиями. Даргомыжский прожил свою не особенно долгую жизнь, как проживает ее громадное большинство русских общественных и художественных деятелей, — т. е. далеко не в соответствии с размерами своего природного дарования. Но то, что он успел создать в области музыки-поэзии, настолько оригинально и значительно, что ставит его рядом с самыми выдающимися и самыми интересными сценическими композиторами. Музыкально-драматическое творчество Даргомыжского должно быть особенно ценно нам, русским, вовсе еще не избалованным подлинными талантами и, главное, сильными и сознательными индивидуальностями в этой прекрасной области.
Работая на самой заре русской культурной музыки вообще, Даргомыжский, подобно своему современнику Глинке, оставил нам наследие, небольшое в количественном отношении; но он написал, помимо «Русалки», музыку к «Каменному гостю» Пушкина. Правда, эта гениальная композиция является скорее известным этюдом или «опытом», чем разрешением проблемы музыкальной драмы, — но опытом в высшей степени замечательным и поучительным. Муза самого интеллигентного и чуткого из наших оперных композиторов всегда, в течение всей его жизни, сознательно тяготела к музе его великого тезки; и это характерное тяготение проявилось наиболее сильно и наиболее интересно, с точки зрения окрыленного звуком слова, в «Каменном госте», — в своеобразней-