искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 13/14

13/14—138

Нужно знать самые трагедии, древнюю историю и политические обстоятельства, чтобы понять все намеки, все тонкости, всю соль. Но спор между трагическими поэтами не утомляет нас, благодаря массе смешных эпизодов, а главное, благодаря песням хора, которыми постоянно оживляются действия и диалоги. Надо еще заметить, что представлению второй части комедии предшествует музыкальная интродукция. Тем не менее в представлении «Лягушек» вторую часть комедии необходимо сократить. Нужно, однако, оставить «лакейский», жизненный разговор между Эаком и Ксанфием, слова хора, характеризующие поэтов, вступающих в состязание, жертвы Диониса музам и песню хора, упоминание Еврипида о том, как он лечил распухшую после Эсхила трагедию, как он согнал жир, давал сначала слабительное, а потом укрепляющие средства, сохранить отзыв Эсхила об идеалах поэзии. Можно также оставить две-три выдержки из критики хоровых песен и музыки обоих поэтов. Наконец, необходимо воспроизвести последний эписодий сцену с весами, разочарование Диониса, победу Эсхила, его уход из загробного мира для спасения отечества: патриотизм афинян подорван произведениями Еврипида, городу надо вернуть его прежнее величие и славу.

Первая часть «Лягушек» настолько богата комизмом, настолько разнообразна музыкою, песнями, балетом и всей феерическою обстановкою, что вторую половину пьесы, менее богатую сценическими эффектами и менее нам близкую по содержанию и композиции, следует, повторяю, по возможности сократить, я сказал бы даже — заменить рефератом или даже упразднить совершенно, чтобы не рассеивать впечатления, произведенного первою частью.

Кому же ставить античные пьесы, как не государственным театрам, в распоряжении которых находятся лучшие драматические силы, лучший хор, балет и оркестр.