искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—113

толкования, концепции положительно потрясают, бьют, делают больно силой убедительности, силой впечатления. Напр., весь Давид поразителен, очень много хороших мест — в толковании гробницы Медичей». — В. В. Розанов, которому были прочтены несколько глав этой работы, все время перебивал чтение восклицаниями: «удивительно», «замечательно», «превосходно», сказал, что эти главы открыли ему совершенно новое, неизвестное доселе восприятие великого флорентинца.

Содержание книги — история роста творческого гения М. Анджело, изложенная по его письмам и письмам к нему, по его стихам, — по авторам, которые ему были особенно близки и которых он хорошо знал (Данте, ап. Павел и древние пророки), но главным образом по его скульптуре и фрескам. История развития гения изложена с начала до конца его жизни в связи с внешними фактами его биографии. Система изложения очень оригинальна: этапы в росте гения изображаются в виде снов или картин в хронологической последовательности — в значительной степени словами самого М. Анджело и родственных и близких ему авторов. Необходимое пояснение к этому тексту дается параллельно — в виде особого, самостоятельного подстрочного текста, передающего в последовательных картинах внешнюю историю жизни и творчества М. Анджело, тесно связанные с ним судьбы Италии и особенно судьбы Рима и Флоренции.

Почему «Сны»? — Ответ на этот вопрос дают следующие строки из предисловия автора: — «Рассказать о жизни человеческой — это значит истолковать человеческие сны; рассказать о земле, о воде, о солнечном свете — это значит рассказать о человеке. Человеку никуда не уйти от человека. — Тот, кто творит, уединяется от людей и поднимается над человеком. Это взлеты в тишину, где открывается человек. В тишине и молчании приходят сны и рождается знание. Слушает душа и затихает: разрешается в молчании и в этот миг рождает себя. Музыкой образов и звуков прольются эти сны и расскажут о сновидце. — Святость это или гениальность, но только путем таких проникновений и взлетов можно преодолеть серое нагромождение будней. Только здесь дано читать “собранное в единый том любовью, что в разрозненных страницах рассеяно по свету” (Данте). Ясным взглядом дается здесь взглянуть в глаза настоящему».

Книга — не обширна по объему: автор много поработал над сокращением ее размера, избегая всякого лишнего слова, всеми силами стремясь к тому, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». — Издается она «роскошно», со многими иллюстрациями — снимками с произведений Микель-Анджелло.

М. Суперанский.

Москва, 12 января 1919.