искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/1295

ние монастырей; появился целый ряд пьес, сюжетом которых являлась монастырская жизнь. Явилась энергичная пьеса Мельвиля «Монастырские жертвы», обличая их общественное мнение, негодовавшее на то, что дочери богатых осуждались на жизнь за стенами монастырей, для того чтобы наследство безраздельно доставалось сыну. К этому роду пьес надо отнести: «Копенгагенский монастырь», «Один день в Ватикане», «Иоанна, или Женщина-папа», «Драгуны и бенедиктинки» и т. д. В большом ходу были также патриотические пьесы, как «Низверженный деспот», где при ружейных залпах представлялось взятие Бастилии, или «Народы и короли», «Руссо», «Вандейские грабители», «Самовластные», «Смерть Марата» и пр.

Луи-Жак Бефруа писавший для театра под именем «Кузен Жак», осенью 1790 г. поставил на сцену комедию «Никодим на луне, или Мирная революция», в которой некий король расспрашивая Никодима о последних событиях во Франции и осведомленный им о злоупотреблениях, царящих на луне, решил произвести реформы. Комедия имела значительный успех, и в следующем году автор написал другую «Клуб добрых людей», где вывел крестьян, занимавшихся политикой вместо работы. Публика ошикала пьесу, и дальнейшие представления ее были запрещены. Портрет Кузена Жака публично сожгли на площади, а сам он бежал.

Точно так же Дума Парижа запретила представления «Друга законов» Лайя, но он немедленно принес жалобу в Конвент; последний хотя в это время был занят вопросом угрожавшей войны с Англиею, тем не менее счел за нужное прекратить свое совещание и занялся театральным вопросом, ввиду экстаза, в каком находилась публика. После долгих и бурных прений, приговор Думы был найден несправедливым и отменен.

Депутация от парижских театров поднесла Латюду, совершившему три побега — один из Бастилии,