искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—92

спектакля сказал Фонвизину известную историческую фразу: «умри теперь, Денис, лучшего ты уже напишешь». И он оказался прав.

Первое распределение ролей было такое: Стародум — Дмитревский, Правдин — Гамбуров, Милон — Марков, Митрофанушка — Черников, Скотинин — Соколов, Цифиркин — Крутицкий, Вральман — М. Волков, Кутейкин — Петров, Простаков — Золин, Тришка — Рахманов, Простакова — Е. Михайлова, Маша — Милевская и Еремеевна — Шумский.

Чтобы побудить талантливых людей к работе для театра, Екатерина с 1772 г. стала писать пьесы и сама. Большинство этих пьес представляют собою сатиры на современное ей общество, а несколько опер-сказок показывают, что ей не были чужды и фантазия и лирика. В авторских трудах Екатерины принимал большое участие Храповицкий. Он просматривал ее пьесы, исправлял их, сочинял к ним хоры и пр.

Ожидания Екатерины оправдались. Подражательство сделало свое дело, и лавры Фонвизина, Княжнина и Хераскова соблазнили многих, и к концу царствования в числе драматургов и переводчиков явились кн. Горчаков, Копьев, Клушин, Майков, гр. П. С. Потемкин, Николаев, Веревкин и, наконец, кн. А. А. Шаховской, сыгравший столь видную роль в театре александровскаго времени .

6 ноября 1796 г. Екатерина скончалась, оставив своему сыну Павлу I государство мощное и в политическом и в художественном отношениях...

Замкнутый, необщительный и раздражительный характер Павла, его стремление к суровому режиму Фридриха Великого, его отрицательное отношение к работе своей матери отразились, конечно, и на судьбе театра. Павел признавал театр лишь как легкую забаву, которая, однако, не должна была отнимать у него времени на выполнение его замыслов. Немудрено поэтому, что при нем театр не выдвинул ничего яр-