11/12—90
уволила их и назначила директором театров князя Николая Борисовича Юсупова.
Назначение это было чрезвычайно удачно. Юсупов был человек, стоявший по образованию головою выше своих современников. Кроме того, он был отличным хозяином. Разобравшись в делах театра, он доложил Екатерине, что на содержание его нет денег. Екатерина вытребовала из придворной конторы 100.000 руб., призвала к себе Юсупова и лично передала ему эти деньги. И Юсупов принялся за работу. Он составил доходную и расходную сметы, строго их держался, водворил дисциплину в распущенной труппе, привел в полный порядок управление театрами, перестроил Большой театр и оживил русскую сцену.
Он был истинный любитель искусства и знаток всех отраслей театра. И немудрено поэтому, что при нем Петербург имел русские драматическую, оперную и балетную труппы и французскую и немецкую труппы. Существование иностранных трупп с первоклассными исполнителями отразилось, конечно, благотворно на отечественных труппах. Имея перед собою всегда такие образцы, русские актеры совершенствовались и стали также первоклассными.
А Юсупов способствовал этому всеми силами. Признавая, например, необходимым существование в Петербурге итальянской труппы, он выписал на свой счет труппу Осторати• и содержал ее, несмотря на убытки. Но, благодаря этому, русское искусство приобрело такого колосса декоративной живописи, как Гонзаго. Ни до него, ни после него не было лучших мастеров этого рода живописи, и произведения его имеют теперь исключительную ценность. Да их и достать нельзя.
Собственно говоря, лишь при Юсупове окончательно установился настоящий состав труппы с определенным для каждого члена ее амплуа. Любопытны наименования амплуа того времени: наперсник, ду-