искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—76

Памяти А. М. Колосовой-Каратыгиной.

Н. Д. Носкова.

 

Конец рождественских праздников 1818 г. явился подлинным праздником для петербургских театралов.

К шести часам вечера партер и ложи недавно отремонтированного после пожара Большого театра были полны.

На левом фланге, в первых рядах кресел, — все мастера и любители сцены, завсегдатаи театральных кулис — драматурги, писатели и золотая молодежь.

И это, несмотря на то, что на афише значилась всем хорошо знакомая трагедия Озерова «Фингал» и отсутствовало имя «несравненной» Кат. Сем. Семеновой, создательницы роли Моины, не имевшей себе соперниц на русской сцене.

16 декабря 1818 г. дирекция отыскала такую соперницу первой русской артистке: в трагедии того же Озерова «Эдип в Афинах» удивила публику дебютантка, юная артистка Колосова-меньшая. Второй спектакль 30 декабря являл двойной интерес: столкновения двух господствующих театральных мнений и закулисных направлений. Было крайне любопытно лицезреть смелость юной дебютантки, дерзнувшей оспаривать признанные лавры единственной русской трагической артистки и выступавшей в коронной ее роли, в которой Семенова буквально заставляла зрительный зал стонать от рукоплесканий.

Правая рука директора театров, «член конторы по репертуарной части» плодовитый драматург, князь А. А. Шаховской, считал Катерину Семеновну Семенову своей собственной гордостью: под его просвещенным руководством, четырнадцать лет назад, тогда еще юная воспитанница театрального училища