искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12

11/12—67

Из истории древнеримского балета.

А. И. Малеина.

Танцевальное искусство греков и римлян во многом отличалось от нашего. У нас это по преимуществу общественное развлечение. Танцоры заботятся исключительно о собственном удовольствии,не обращая почти никакого внимания на их окружающих. Между тем в античном мире пляска исполнялась, главным образом, для зрителей. Самый способ танцев в древности также был иной, чем у нас. В сознании античности телесная и духовная красота человека были неразрывно связаны друг с другом. Поэтому греки и римляне стремились выразить пластически при пляске свои внутренние качества. В древности танцевали всем телом; особенно строго соблюдались в соответствии с музыкой гармонические движения руками, почти совершенно отсутствующие в наших общественных танцах. Эта художественная пляска у греков была распространена гораздо более, чем у римлян. Национальным качеством их была величавая серьезность, которая плохо совмещалась с легкими и проворными движениями танцев. Еще Цицерон говорил, что никто не пляшет в трезвом виде, если только он не потерял разума; про человека, готового на всякое бесстыдство, он замечал, что тот способен «танцевать на форуме», т. е. на виду у всех.

Присущая южным народам подвижность и разнообразие их жизни, проводимой большею частью под открытым небом, особенно способствовали развитию у них жестикуляции. Эти жесты из обыденной жизни легко переходили на театральную сцену, чему содействовала игра актеров в масках. В пляске жесты настолько успешно боролись с ритмом, что