искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 10

10—46

Наконец, 30 августа 1756 г. Елисавета дала Сенату знаменитый именной указ об учреждении в Петербурге русского театра, управление коим вверялось А. П. Сумарокову. Подлинный указ этот хранится в Сенатском архиве, и, конечно, ему там не место. Там он скрыт от всякого, кому дорог театр, — он должен красоваться на самом видном месте театрального музея Академии Наук; ведь он призвал к жизни русский театр!..

Драматургическая деятельность Сумарокова очень скоро нашла подражателей, постепенно стали появляться переводы пьес Андрея Нартова, Александра Карина, Александра Волкова и др.

С 1757 г. Петербург зажил театральною жизнью. Он имел русский театр, французскую труппу Сериньи и итальянскую оперу Локателли. Двадцатилетнее царствование «красавицы Елисавет» среди искусства, полного вкуса и изящества, столь же утонченного, как была утонченна ее женственность, утвердило окончательно русский театр и подготовило преемницу Елисаветы к тому высокому пониманию задач театра, которое привело Екатерину II к следующему определению его: «театр — школа народная, она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу...».

Екатерина любила позу, — она побеждала ею. Быть может, эхо и не ее изречение, быть может, — оно ей внушено. И если бы это было так, тем лучше! Если оно навеяно Екатерине кем-нибудь из ее подданных, нам остается радоваться, что оно исходит не от корреспондентки Вольтера, а из недр русского народа. Если же оно исходит от нее, — преклонимся перед правильным пониманием ею просветительного значения театра...

Владимир Рышков.