искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 10

10—34

О бутафории.

I.

Насколько художественная декорация является непременным условием всякой сценической постановки, насколько грим и костюм способствуют характеру роли, настолько важна в деле сцены и бутафория. Бутафорией я называю не только мебель, которой обставляют сцену, и предметы, нужные по ходу действия, но и все те, иногда даже очень мелкие аксессуары, которые дополняют общую картину и придают декорации жилой и уютный вид, а в костюме способствуют его цельности. Бутафорские вещи поэтому разделяются: на необходимые и на декоративные. О необходимых я говорить пока не буду.

Каждая бутафорская вещь, способствующая цельности обстановки, раньше всего никогда не должна отвлекать внимание зрителя от самой пьесы и никогда не должна выделяться из общего фона картины. Если бы режиссер поставил на сцене какое-либо настоящее художественное произведение искусства: статую, бронзу, картину и т. д., то этот предмет, невольно привлекая на себя внимание зрителя, помешал бы ему сосредоточиться на ходе действия и подчеркнул бы бутафорское выполнение других предметов, которые без этого контраста произвели бы надлежащее впечатление.

Весь вопрос обставить сцену так, чтобы общее впечатление получалось если не всегда реальное, то безусловно художественное. При взгляде на хорошую декорацию, если начать вблизи внимательно рассматривать какую-нибудь деталь ее, то, разумеется, всегда можно разглядеть, что то, что кажется выпуклым, на самом деле плоско. Этого нужно избе-