искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 8

8—55

провинцию и довольно долго не показывался в театре.

Клака в России, особенно в больших театрах, не столь тонко и стройно организованная, как за границей, все же существует и теперь.

Д. Л.

 

Старый «Лес»  Александринского театра

(Беседа с Н. С. Васильевой и Н. П. Шаповаленко).

В Александринском театре возобновлен «Лес» . Роли Гурмыжской и Аркашки играют старейшие артисты труппы, Н. С. Васильева и Н. П. Шаповаленко, взявшие на себя и возобновление этой пьесы. Репетиции «Леса» под руководством этих маститых александринцев, современников Островского, превратились в студийную работу. Н. С. Васильева и Н. П. Шаповаленко делились с молодежью тайной своего волшебства, вспоминая о славных традициях старого Александринского театра, «о битвах, где вместе рубились они».

 

— В молодости, — рассказывает нам Н. С. Васильева, — я играла в «Лесе» Аксюшу. Теперь эту роль я поручила моей ученице, Усачевой, а гимназиста Буланова играет тоже мой ученик, Зилотти. Я возобновила «Лес» в старых тонах, без всяких режиссерских «трюков», которые совершенно не подходят к пьесам Островского. У меня все внимание обращено на исполнение, а отнюдь не на декоративную часть, так что как работа является полнейшей противоположностью работе А. П. Петровского, автора последнего возобновления «Леса» в Александринском театре. А. П. Петровский в ту пору, очевидно, находился под влиянием Мейерхольда и соорудил на сцене целый Монблан. Разумеется, ничего подобного у меня нет.

Другой маститый александринец, Н. П. Шаповаленко, вспомнил свои прежние роли в «Лесе». — Первой моей ролью в «Лесе» был мальчик Восьмибратова, Теренька, которого я играл в 1876 г., в день открытия Павловского театра. Несчастливцева тогда играл знаменитый Николай Хрисанфович Рыбаков, Петра — его сын, тоже теперь покойный К. Н. Рыбаков. Еще раньше, а именно в 1871 году, того же Тереньку мне пришлось играть в присутствии самого А. Н. Островского, когда «Лес» шел в бенефис Бурдина. После я играл Петра и наконец — Аркашку. Нет, кажется, ни одного Несчастливцева, с которым мне не приходилось бы играть. Играл я с Бурдиным, с М. И. Писаревым, с И. П. Киселевским, с Бастуновым, с П. Д. Ленским,