искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 8

8—43

1 апреля 1704 г. Куншт выпустил очень заманчивую афишу, собрал в театр массу публики, в числе которой был и сам Петр, и вместо представления показал полотно с надписью: «Сегодня 1 Апреля». Государь, любивший шутку и сам, не показал и виду, что рассердился, однако Куншт, быть может опасаясь государева гнева, а быть может и по другим причинам, бежал из России, не заплатив жалованья труппе, претензии которой были удовлетворены после продажи с аукциона театрального имущества Куншта. Таким образом Куншт является прародителем наших неисправных антрепренеров.

В 1705 году на месте Куншта появляется некий Отто Фиршт (Fürst), бывший золотых дел мастер! Его труппа играла немецкие комедии, а обученные Кунштом русские актеры играли те же комедии на русском языке. Пьесы эти («О франтисписе, короле эпирском, и о Мирандоне сыне его, и о прочих», «Сципио Африкан, вождь римский, погублени Софонизбы, королевы нумедийския» и т. п.) были переведены прямо варварским языком.

Актеры Фиршта, как видно из дел Посольского приказа, мало занимались своим делом, пьянствовали и скандалили. По этой части особенно прославился актер Васька Теленков, по прозванию Шмага, неоднократно битый за это батогами.

21 мая 1706 г. Головин отдал приказ, чтобы объявили Фиршту и его актерам, «чтобы им в комедии не быть и что жалованья им платить больше не будут». Таким образом в Москве публичный театр прекратился в 1706 г., и возник вновь лишь придворный театр под наблюдением царевны Наталии Алексеевны. После Полтавской победы Петр переселился в Петербург, и туда, вместе со всеми государственными учреждениями, был переведен и театр, находившийся на попечении сестры государя. В Москве же он