искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 8

8—42

знаменитому французскому актеру Барону, ясно сознавал, что театр требует такой же коренной ломки, как и все в России, но что такая работа была бы слишком большой роскошью для его трудовой жизни, ибо отняла бы чересчур много творческой энергии от его деятельности. Поэтому он предоставил заботу о театре царевне Наталии Алексеевне.

Все же направляющая «рука Петрова» видна в театре того времени. Уже в начале 1702 года он отправляет в Данциг подьячего посольского приказа Сергея Ляпунова с комендантом Иоганном Сплавским набирать труппу для России. Они привезли в Москву девять актеров под управлением Иоганна Куншта (Kunst). Актеры эти играли на домашней сцене во дворце генерала Франца Яковлевича Лефорта, — где затем помещался 1 московский кадетский корпус, — и вскоре для них был построен особый театр на Красной площади. И для того, чтобы приохотить москвичей к театру и облегчить им доступ к нему, Петр издает приказ, чтобы ворот в Китае и Белом Городе «в ночное время до 9 часу ночи не запирали и с проезжих указной по верстам пошлины не имать, для того, чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно».

Следуя своему обыкновению учиться у иностранцев, Петр приказал назначить Куншту для обучения двенадцать русских молодых людей, набранных из приказных и подьячих, и, кроме того, велел ему обучать «комедиантскому искусству» детей дворян и чиновников, учеников Сухаревского училища, причем нередко приезжал сам следить за их успехами, когда они играли в Рапирном зале Сухаревой башни.

Куншт был вторым по счету директором императорских театров и подписывал все бумаги Directeur von Ihre Zarischen Majesteten hof-komöedienten. Одновременно он был и актером, и автором, и переводчиком.