искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 8

8—25

ТАНЦОВАТЬ БУДУТ: В 1-м действии: 1) Valse Bohémienne. 2) Entrée d’Esmeralde. 3) Danse des truands. 4) Solo. 5) La Truandaise, pas d’action. 6) Final. Во 2-м действии: Pas de caractere.  В 3-м действии. 1) Grand pas de corbeilles. 2) Pas d six. В 4-м действии, в 1-й картине: Tableau scénique. Во 2-й картине: 1) Marche dansante, la fête des fous, 2) Scéne dramatique.

Капельмейстер В. П. Лачинов.

Начало в 6 час. веч.                         Окончание около 9 ½ час.

 

 

Перл французской литературы, роман Виктора Гюго «Notre Dame de Paris» послужил основой для либретто балета «Эсмеральда»! К сожалению, зритель, пришедший смотреть балет, конечно, не найдет на сцене почти ни одного героя гениального писателя. Есть лишь намеки, прообразы и... точные имена на программе. Но, чтобы понять и простить это, — нужно знать немножко историю балета и те побуждения, которые заставляли балетмейстеров прежних лет брать такие сюжеты. «Эсмеральда» сочинена Жюлем Перро и поставлена была впервые в России 21 декабря 1848 года для гремевшей тогда балерины Фанни Эльслер, которая явилась пионеркой драматизации балета и, обладая исключительным даром мимики, создала уже в Европе новый вид балетов — содержательных и представляющих собой по преимуществу пантомимную драму. Роман Гюго был в те годы чрезвычайно популярен, как модная новинка, а требованья к балету — весьма невысоки. Нужно было лишь красивое зрелище и хорошие танцы, а сюжет являлся лишь фоном, необходимым для сценического действия, для создания завязки и развязки. А развязка тогда требовалась обязательно благополучная, ибо в балетах того времени добродетель всегда торжествовала над пороком. Тут почтенный Перро взял немало греха на душу и избавил Эсмеральду от костра, воскресив заодно и убитого Феба! Судьба епископа и звонаря остались неизвестны, и т. д. Впоследствии подобная «переделка» романа Гюго вызывала немало печатных удивлений и порицаний, а московский балетмейстер Горский взялся даже искупить преступление Перро и дать «Эсмеральде» надлежащий сюжет, но лишь заставил Виктора Гюго вторично перевернуться в гробу... Ныне «Эсмеральда» осталась образцом «драматических» балетов 50-х годов и продолжает сотнями представлений удовлетворять зрителя, не как репродукцией Гюго, а как просто красивым и хорошо скомпонованным балетом. Сюжет «Эсмеральды» Перро таков: Толпа Парижских бродяг Латинского