искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—42

Сущность идеалистического пессимизма, проникающего все творчество Вагнера, сводиться к тому, что он не приемлет нашего мира — таким, каков он есть; но художник верит, что в будущем этот мир освободится от губящих его чар и сетей материализма, что для измученного человечества настанет когда-нибудь иная жизнь, озаренная духовною радостью. Ибо мир наш, по существу своему, прекрасен. Уже глубоко пессимистичный «Тристан» кончается симфонией просветления: умирающая «в любви» Изольда охвачена блаженным предчувствием этой «иной жизни». «Сокровище святейшего знания» Брингильды равным образом таится во всепобеждающей силе беззаветной и беспредельной любви. Но интуитивная мудрость «чистого сердцем простеца», призванного восстановить поруганное дело Спасителя, т. е. вторично искупить мир, еще выше, еще универсальнее: любовь, дающая ему «познанья свет», сильна жалостью, состраданием и всепрощением.

Итак, — искупление и возрождение мира путем жалости, дающей избраннику могучую способность освободить святыни — высшие заветы христианства, — вырвать их из рук, запятнанных грехом, — вот художественно-религиозная идея, одухотворяющая драму-мистерию Вагнера. Чувственному вожделению и порочным, эгоистичным страстям, так унижающим божественное начало человека и дающим ему, вместо радости, лишь бесконечную муку, противопоставлена здесь благодать возвышенного просветления, покоящаяся на великом сострадании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вполне выясняются дух и характер произведения, причем автор дает выпуклые, законченные характеристики своих героев. В моем предисловии читатель найдет некоторые подробности о том, как постепенно складывалась и, наконец, оформилась эта последняя мечта поэта-композитора.