искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—33

царта, именно в инструментальной музыке далеко перешагнул моцартовские формы), его оперы сохраняют поразительную свежесть и до сегодняшнего дня.

Я надеюсь поговорить об операх Моцарта по случаю возобновления на Мариинской сцене его «Дон Жуана» в близком будущем, теперь же я хочу напомнить о дне смерти Моцарта, об этом дне, который вписал позорную страницу в историю Вены. Немногие любители музыки, вероятно, знают, что Моцарт, с шести лет покорявший весь свет своей игрой на рояле, с первых до последних своих сочинений пользовавшийся всемирной славой и необычайной популярностью, этот самый Моцарт вследствие бедности был похоронен в общей могиле, куда опускали единовременно 15—20 гробов бедняков! Похоронное шествие «третьего разряда» включало в себе лишь немногих поклонников композитора, которые вследствие дождя со снегом дошли только до ворот кладбища, а жена Моцарта лежала больная в постели, так что при опускании гроба Моцарта в могилу не было никого, кроме могильщика. Когда жена Моцарта через несколько дней пришла на кладбище, могильщика этого уже там не было, и новый могильщик не мог указать вдове, в какой именно могиле покоится прах Моцарта. Попытки найти останки композитора остались без результата, так что череп Моцарта, хранящийся в музее в Зальцбурге, может вызывать сомнения в своей подлинности.

Но что нам до бренной материи, образующей тело человека, когда живет его бессмертный дух! И еще недавно петроградцы испытали несколько раз воздействие этого духа, слушая «Реквием» Моцарта, последнее его произведение, связанное знаменитой легендой с его смертью.

После окончания «Волшебной флейты» (первое представление 30-го сентября 1791 года), Моцарт