искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 7

7—30

Палатка постепенно видоизменяется в целое здание, сначала деревянное, потом каменное, с фасадом — декорационною стеною против зрителей, часто в два яруса, с колоннами, статуями и определенным количеством дверей для актеров. К фасаду со временем пристраивается узкая — высокая или низкая — более широкая эстрада, на которую переходят из орхестры актеры. Эта эстрада получает название — проскенион, просцений. Получалась, таким образом, в зародыше наша эстрада — сцена.

Сидения для зрителей, особенно первые ряды, получили мраморную облицовку с резьбою и другими орнаментами. Самое название «театр» с одной части сооружения переходит на весь комплекс, т. е. обнимает уже сцену, просцений, орхестру и места для зрителей, или самый театр в тесном смысле этого слова.

Посыпанная раньше песком орхестра превращается в мощеный, чаще всего мрамором, круг или полукруг с небольшим возвышением по середине, жертвенником Диониса и его статуей, балюстрадою и некоторыми украшениями. Тут же находились разные приспособления для сценических эффектов: разные машины, подъемные рычаги, выдвижные помосты, подземные ходы и т. п.

Хор с упадком греческой драмы мало-помалу теряет свое прежнее значение и потом исчезает совершенно. Оставшуюся свободную орхестру отводят теперь для зрителей, ставят для них скамейки и стулья, получается наш партер, кресла и места за креслами.

При попытках восстановления античной трагедии, породившей, между прочим, художественную форму оперы, необходим был оркестр. Для музыкантов отводят перед эстрадою (кажется, с 1673 года в Венеции, при открытии первого оперного театра) часть партера,