6—56
как сделанное из каких-нибудь личных видов, а не в интересах дела.
Тем не менее, Совет взял на себя эту тяжелую и неприятную ответственность, и состав труппы нынешнего сезона создан Советом. Порядок увольнения и приглашения был такой. В каждом коллективе работала Комиссия Личного Состава, которая — путем конкурсов (оркестр и хор) или другими путями — составляла списки артистов, подлежащих приглашению (и увольнению). Эти списки рассматривались и окончательно утверждались Советом.
Те же лица, которые принадлежат не отдельным коллективам, а всей труппе (дирижеры, режиссеры, репетиторы, суфлеры, художники) намечались непосредственно в заседаниях Совета. При этом были применены методы: приглашение по конкурсу имен, конкурсное испытание и даже референдум.
К указанным затруднениям присоединились особые трудности переживаемого времени. Лица, давшие уже свое согласие и даже подписавшие контракты, перед самым открытием сезона прислали сообщение, что не могут приехать в Петроград или что они отказываются от заключенного ими договора.
Лица эти: Голинкин, Боголюбов, Оленин, Бриан.
Кроме того, часть артистов, уехавшая на лето в разные части бывшей России, не могли вернуться к сроку (15 августа) вследствие непреодолимых препятствий в способах сообщения.
Из сказанного видно, какие трудности приходится преодолевать Совету для ведения оперного дела, требующего высшей степени согласованности работы всех участников такого сложного и тонкого аппарата.
Народный Комиссар Луначарский относится к автономии театра с величайшим уважением, и Заведывающий Государственными Театрами Экскузович всемерно эту автономию поддерживает и фактически дает полную возможность Совету работать так, как Совет находит необходимым. Таким образом, исключительно от нас артистов и деятелей театра зависит весь ход дела, и на нас же лежит ответственность за него.
Открывая сезон, Совет счел необходимым указать всем участвующим в Государственной опере на критическое ее положение, из которого один выход: «неустанный труд, руководимый любовью к родному искусству, преодолевающий непомерные препятствия к правильной работе, препятствия, которые жизнь ставит нам, артистам, с материальной стороны, может быть, в меньшей мере, чем работникам в других областях». (Из обращения Совета ко всем работникам Государственной оперы, утвержденного Советом в заседании 13 сентября 1918 г.).
Секретарь СГО В. Вальтер.