искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 6

6—45

стиль так называемых Singspiel’ей, где музыка (закругленные номера, обыкновенно в куплетной форме, и более или менее простые ансамбли) чередуются с разговорными диалогами, почти без речитатива. Весьма недурной по музыкальной технике и достаточно содержательный по общей фактуре «Царь-плотник» принадлежит к числу самых удачных произведений Лорцинга, который за свою сравнительно недолгую жизнь много и продуктивно поработал на поприще искусства: он был и певцом, и актером, и дирижером, и поэтом, и оперным композитором,— словом, одною из тех разносторонне одаренных художественных натур, какие в наши дни, к сожалению, встречаются все реже и реже.

При всей своей выдающейся талантливости Лорцинг был скромным художником и никогда не пытался «скакнуть выше своей головы». «Этот композитор не хочет казаться больше того, чем он есть на самом деле», — сказал про него мюнхенский историк культуры и музыки Риль. А сам Лорцинг мог бы с полным правом повторить известное изречение Мюссэ о «небольшом, но собственном стакане». В самом деле, его муза очень привлекательна в своей непосредственной безыскусственности, и поэтому наиболее счастливые из его вдохновений и поныне не утратили своей жизненности. В партитуре «Царя-плотника» особенно хороши места комические, музыка которых полна свежего, увлекательного юмора, никогда при этом не переходящего границ изящного; пожалуй, чуть-чуть устаревшими кажутся теперь лирические эпизоды оперы, хотя и им отнюдь нельзя отказать в искренней, теплой мелодичности. Между прочим, очень красив и оригинален во втором акте мужской секстет à capellа, — в своем роде это маленький шедевр.

В целом, эта совсем еще не запетая опера имеет