искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 6

6—44

Петр, — такой, каким он рисовался воображению немецких романтиков первой половины прошлого века. Но все же можно сказать, что могучая фигура великого преобразователя России очерчена у Лорцинга довольно правдивыми штрихами, несмотря даже на мечтательно-сентиментальные романсы о «тяжкой доле царей», распеваемые Петром в первом и последнем действиях. Во всяком случае, этот персонаж немецкой оперы ничем существенным не противоречит тому представлению о Петре Великом, которое с детства сложилось у большинства из нас при посредстве наших школьных учебников и нашей поэзии.

В трех актах оперы представлены известные приключения Петра, когда он под видом простого плотника работал на корабельных верфях в Саардаме: мы видим розыски русского царя послами иностранных держав, его столкновения на этой почве с местным бургомистром — типичным и презабавным провинциальным бюрократом, при всем своем воображаемом уме вечно попадающим впросак, — и поспешный отъезд Петра в Россию вследствие известия о бунте стрельцов в Москве, поднятом царевной Софией. В эти «политические» сцены удачно вплетены сцены любви и ревности между шаловливой племянницей бургомистра и другим русским, который случайно работает вместе с Петром и наравне с прочими не подозревает о его высоком сане; этого простого смертного и принимают по ошибке за русского царя, что веселым образом запутывает положение. Вообще либретто оперы, принадлежащее самому композитору, написано талантливо, остроумно и технически умело; в последнем отношении несколько слабее вышел третий акт, наполовину имеющий характер дивертисемента.

Очень даровитый от природы, Лорцинг принадлежал к числу тех композиторов, которые развивали