искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 6

6—42

и ссылкою боярина Матвеева образованная последним труппа распалась. Куда девался Яган со своими актерами, куда девались выученные им русские актеры, совершенно неизвестно.

Но тогдашнее общество уже сжилось с театром настолько, что это развлечение стало для него потребностью. Царь Федор и царевна Софья любили и забаву, и искусство. И в этом нет ничего удивительного, ибо воспитатель Феодора, Симеон Полоцкий, один из образованнейших людей своего времени, был и сам драматургом. Им написаны две пьесы: «Блудный сын» и «О царе Навуходоносоре, о теле злате и трех отроцех в пещи». Современными Симеону Полоцкому драматургами, писавшими пьесы также из духовной жизни, являются св. Димитрий Ростовский (Туптало), Феофан Прокопович, Георгий Конисский, Стефан Яворский и архимандрит Батуринского монастыря Феофил. Многие из пьес этих авторов сохранились в рукописях до нашего времени. По свидетельству Карамзина, и сама царевна Софья сочинила драму в стихах «Екатерина Мученица» , рукопись которой была у него в руках. Где находится теперь эта рукопись — неизвестно, но вряд ли это утверждение Карамзина правильно. Прежние историки, оценивая замечательную личность Софьи, ошибочно приписывали ей также и театральную деятельность, тогда как таковая составляет заслугу любимой сестры Петра — Наталии Алексеевны. Правильность такого взгляда подтверждается дошедшим до нас списком книг театральной библиотеки, оставшейся после смерти царевны.

Обычаи запада стали понемногу проникать в допетровскую Русь. В числе вельмож того времени насчитывалось немало сторонников этих обычаев, и двор не представлял уже собою сплошного терема, он начинал уже жить общественною жизнью,—зарож-