искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 6

6—41

И вот 2 ноября 1673 г. состоялся первый в России спектакль!...

Труппа Ягана сыграла комедию из Ассура и Эсфири и как Июдифь Олоферну отсекла голову.

Вполне достоверно можно предполагать, что автором этих пьес был пастор Иоганн Грегори, живший в Немецкой слободе, на которого, по повелению царя, было возложено поручение сочинять пьесы.

Театр пришелся по вкусу царю и москвичам, и спектакли привились. Они давались в с. Преображенском, куда для них выезжал царь со своими приближенными и двором. По имеющимся сведениям, Москва до 1675 г. была знакома только с драмами духовного содержания, а в этом году она познакомилась и с балетами.

Матвеев был душою всего театрального дела. В сущности, хотя в то время на Руси еще не было императора, Матвеева все же следует считать первым директором «императорских» театров, так как театр вошел в состав придворных учреждений и царь приказал «устроить хоромину вновь, и на строение тое хоромины и что в нее надобно покупать из приказу Володимирские чети» — начальствование над труппой, репертуар, хозяйственная часть, распределение мест — все было возложено на Матвеева. Он же назначил Ягану для выучки несколько человек детей, которые, став актерами, получали жалованье по 2 коп. в день. Дети эти вероятно были набраны из дворовых Матвеева и до нас дошли следующие их имена: Ивановы Иван, Николай и Родион., Журавлев Кузьма, Блис Тимофей, Максимов Тимофей, Степанов Лука, Смольский Василий, Зверев Алексей, Белянинов Михаил и Мешалкин Василий. Оркестром Ягана управлял Тимофей Газенкрух, — праотец наших капельмейстеров.

Со смертью в 1676 г. царя Алексея Михайловича