искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 6

6—15

творчеству, всегда взыскательный к себе художник, в дружеском письме к артисту Ф. А. Бурдину, он говорит, что даже лица, враждебно настроенные к нему, признали пьесу «одним из лучших его созданий».

В другом письме к тому же адресату драматург прямо указывает, что роль Ларисы в исполнении Савиной «должна свести с ума публику». Но публика и даже артисты, друзья остались холодны к драме. Критика встала также на явно враждебную позицию, усматривая в новой пьесе тот же устаревший быт и даже ослабление творчества драматурга.

Написанная в 1878 г. «Бесприданница» почти одновременно (10 и 22-го ноября) была дана в Москве и Петербурге.

В Москве успех был средний, хотя центральную роль Ларисы играла Федотова, вскоре же, впрочем, уступившая ее молодым артисткам. В Петербурге, несмотря на такой ансамбль артистов, как Савина (Лариса), Читау (Огудалова), Бурдин (Кнуров), Сазонов (Вожеватов), Нильский (Паратов) также особого успеха не имела. Дирекция, как обычно при постановках пьес Островского, поскупилась на расходы; в составе участников произошли вскоре же перемены, и даже М. Г. Савина отказалась играть роль Ларисы, тогда как Островский имел в виду именно ее, когда создавал образ своей «бесприданницы».

Таким образом силою обстоятельств, одна из лучших пьес Островского вскоре же была выведена из репертуара; лишь после кончины драматурга, в 1896 г., вспомнили о забытой пьесе и она была возобновлена на Александринском театре при участии Абариновой (Огудалова), Писарева (Кнуров), Сазонова (Карандышев), Ленский (Паратов).

Первый спектакль возобновленной пьесы явился одним из немногих по силе захвата и впечатления. Заговорили о новой Ларисе, молодой провинциальной артистке, только что приглашенной в Александринскую труппу. То была В. Ф. Коммиссаржевская, по-своему создавшая действительно новый образ бесприданницы Ларисы и в полном свете выявившая контрастно и выпукло зачерченный драматургом и образ героини драмы, и самую ее идею.

На полузабытую пьесу Островского обратилось усиленное внимание и публики, и критики. Продолжительная болезнь Коммисаржевской в 1898 г. заставила временно снять пьесу с репертуара, и, когда выздоровевшая артистка впервые показалась на сцене в роли Ларисы, публика встретила ее небывалыми овациями. Но Коммисаржевская недолго пробыла на Александринском театре. Вместе с ее уходом ушла и «Бесприданница» Островского. После нее играть роль Ларисы на казенной