искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 5

5—23

по себе весьма незатейливое по своей структуре, лишь благодаря условиям постановки производит столь сильное впечатление на современного зрителя с изысканным вкусом, если на представления печников, столяров и кузнецов в баварское захолустье съезжаются со всех концов мира, то насколько сильнее впечатление, производимое греческою драмою, на сколько сильнее облагораживающее влияние эллинского творения на современной сцене, в исполнении специалистов, соединенными силами драматических артистов, хора, солистов, оркестра и балета.

Из приемов и условий античной постановки следует отменить только маски (а, быть может, и нет; это еще большой вопрос!), отбросить котурны и полужреческие облачения древних актеров, заменив их костюмами из греческой жизни. Все остальное надо сохранить, следовательно, сохранить, между прочим, так называемое единство действия (деление на акты не допустимо; что это значит: драма Софокла в трех действиях?), сохранить в неприкосновенности все составные элементы эллинской театральной пьесы: драму, лирику и эпос, сохранить, повторяю, хор, как основную часть трагедии и комедии. Без хора, без пения, музыки, танцев представление греческой пьесы немыслимо. Каждая мысль, каждое слово античной классической драмы имеют такую силу, такую ценность, что все это следует перечувствовать, обдумать, пережить в лирических и, быть может, этических частях пьесы, в музыке, песнях хора, в пляске и даже речах вестников; и как лирические части пьесы должны обязательно исполнятся пением, музыкою, танцами, как нельзя декламировать оперных партий, точно так же нельзя заменить декламацией хоровых партий драматического произведения.

Музыкальная литература очень богата иллюстрациями греческих пьес. Назову важнейшие компози-