искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 4

 

4—19

«Генрих III и его двор».

Историческая драма в 5 д., соч. Александра Дюма-отца.

Пьеса «Генрих III» является первым драматическим произведением знаменитого романиста; она была впервые поставлена в Париже на сцене «Французской Комедии» 11-го февраля 1829 г. Драма эта, приближаясь отчасти к типу романтических произведений, вместе с тем существенно отличается от последних преувеличенным изображением страстей и отсутствием глубины душевного анализа и характеров действующих лиц. Обилие сценических эффектов создало, однако, этой исторической драме блестящий успех, как на первом ее представлении, так и на последующих, и этим, главным образом, объясняется то, что она до сих пор сохранила свое место в репертуаре первого драматического театра Франции. Благодаря своей эффектности, а отчасти благодаря своему мелодраматическому характеру, который в то время был особенно любим, драму «Генрих III и его двор» начали переводить на другие языки, и она в короткое время обошла почти все европейские сцены, не миновав и русского театра, на котором она давалась в переводе Н. П. Мундта.

Названная драма А. Дюма-отца была дана в Петербурге сначала на русском языке. Первое представление ее состоялось 14-го октября 1829 г., в бенефис Толченова; причем исполнителями главных ролей явились тогда: Брянский (Генрих III), Каратыгин 1-й (Гиз), Григорьев 1-й (Сен-Мегрен), Сосницкий (де-Жоаез), Толченов (Руджиери), Вальберхова 1-я (Екатерина Медичи), Каратыгина 1-я (герцогиня Гиз) и друг. С драмой «Генрих III» в оригинале, на французском языке, петербургская публика ознакомилась только в следующем году, а именно 26-го ноября 1830 г. (в бенефис г-жи Бурбье), когда она была исполнена при участии: Атрюкса (Генрих Ш), Женьеса (Гиз), Поля (Сен-Мегрен), Дюфура (де-Жоаез), Лавилетта (Руджиери), Буанэ-Вевель (Екатерина Медичи), Бурбье (герцогиня Гиз) и друг. При этом следует заметить, что хроникер того времени, сравнивая оба исполнения этой пьесы, между прочим, говорит, что русский герцог Гиз (В. А. Каратыгин) превосходил своего французского современника — Женьеса.

В дальнейшем «Генрих III» был неоднократно возобновляем на петербургской французской сцене, так, он шел в бенефис Мондидье, 7-го декабря 1857 г. (состав исполнителей был гг. Мондидье, Арно, Бертон, Леон, Верне, Пешена, Роже-Солье, Варле, Невиль, г-жи Вольнис, Напталь, Терик, Лемениль, Бра и др.), и в бенефис Марке, 5-го февраля 1894 г.