искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 3

3—42

гедии. Причиной этого было то, что постановка трагедий считалась делом священным. Государство в праздники поручало богатым гражданам поставить трагедию на свой счет. Что касается посещений театра, то вначале оно было бесплатным, а затем введена была небольшая плата. Демократия выражала недовольство установлением этой, хотя и минимальной платы, и Перикл, один из выдающихся демагогов, издал правило, согласно которому все избытки государственных доходов шли на зрелища, был издан закон, карающий смертной казнью каждого, кто возбудит вопрос об отмене зрелищных денег. При такой доступности театра, зритель естественно свыкался с ним, и афинская публика достигла в этом отношении высокой степени развития. Трагедия уступила место комедии, пользовавшейся первоначально огромной свободой, доходившей до того, что на сцене показывались чуть ли не физиологические отправления. Греческая комедия показала, до какой высокой степени достиг зритель. У Аристофана есть комедия, «Лягушки», где автор выводит на сцену Эсхила, Софокла и Эврипида, и публика не только выслушивала терпеливо эту сценку, но присудила автору первую награду. Таким образом, в Афинах театр достиг той цели, какую только можно предъявить к настоящему театру: он воспитывал публику и прививал литературные вкусы.

Вывод из всего этого следующий: античный театр не только не вреден для демократии, а наоборот — тщательный выбор пьес способствует ее развитию. Посредством театра можно дать народу гораздо лучшее политическое воспитание, чем посредством лекций. Постоянное посещение театра может значительно возвысить литературные вкусы демократии и развить их.

Что касается постановки античных драм, то надо их осторожно ставить, с выбором. Может быть, лучше начать с античных комедий. Они более интересны и могут привлечь внимание, а когда зритель уже приобретет интерес, — можно перейти и к трагедии. Во всяком случае, весьма желательны постановки как комедий, так и трагедий.

Spectator.

Из тайн «Охранки».

При государственном перевороте в феврале прошлого года, когда архивам Департамента Полиции и Петроградского Охранного отделения грозила опас-