искать
БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. — 1918. — № 3

3—37

и самом действии, лирический, заключающийся по преимуществу в песнях хора, и эпический, отражающийся в тех же песнях, отчасти в речах и рассказах вестников о событиях, которые не включены в происходящее перед глазами зрителя действие на сцене, но связаны с ним непосредственно. Главным элементом современной драмы служат разговор и действие; наоборот, исполнение древней пьесы было связано с пением и танцами хора, остававшегося в течение долгого времени неотъемлемою частью пьесы: хор был зародышем трагедии и комедии.

Высокое значение театра в области этики и политической жизни древних эллинов надо объяснить его связью с религиозным культом. Неся в своей основе черты сакрального начала, древнегреческая драма довольно долго зависела вместе с тем и в своем содержании от той же религии. Это содержание вращалось обыкновенно в области мифов и сказаний о богах и героях. Само собою, со временем греческая трагедия освободилась совершенно от влияния религии, но не потеряла характера, воспитывающего целые поколения, облагораживающего зрителей и очищающего страсти. Греческая комедия играла громадную политическую роль в жизни народа и имела большое значение в области нравов. И новый театр, в его эволюции, стал уже подыматься и восходить на пьедестал этики, служить ареною и вместе с тем школою политической жизни.

Исполнителями в настоящее время являются профессиональные актеры, артисты, иногда любители, лица обоего пола. У греков, по крайней мере, на первых порах, исполнителями были служители культа Диониса, впоследствии актеры; но их число было ограничено, и одному лицу приходилось играть две или более ролей, причем участвовали в преставлении только мужчины.